| ||||||
|
| |||||
Я иду на урок
Обогащение субъектного опыта обучающихся образцами классической литературы
на примере урока – открытия по лирике Н.А. Некрасова в 10 классе на тему «Поэзия сердца» и проза жизни» (из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2» г. Шумерли ЧР Халилулиной Галины Ивановны)
Безусловно, для современного подростка проникнуть в мир героев классиков литературы, понять проблемы, их волновавшие, очень трудно. И, чтобы изучение классики не было формальным, я, как учитель, всегда отталкиваюсь от субъектного опыта обучающихся, подвожу их к пониманию цели и смысла произведений классических и таким образом обогащаю их субъектный опыт. Расскажу, как я это делаю на примере конкретного урока по любовной лирике Некрасова. Очень важно отобрать учебный материал так, чтобы он был адекватным не только требованиям программы, но и целям, задачам и ведущим идеям урока. Урок я задумала как урок – открытие Некрасова и как человека, который любил и был любим, и как поэта, способного изобразить чувство любви в его изменчивости и способности к самообновлению, как силу, возрождающую человека к жизни. Урок должен был настроить детей на сопереживание, подвести к пониманию особенностей интимной лирики Некрасова, в который любовь и проза жизни сталкиваются и идут рядом. Отсюда тема урока «Поэзия сердца» и проза жизни». Проведение такого урока требует от учителя умения обеспечить мотивационную готовность и положительный настрой обучающихся к работе на уроке. Это было достигнуто через слово учителя, через чтение учителем наизусть на фоне музыки лирической миниатюры «Прости…». А целевые ориентиры были разъяснены через тему и эпиграф к уроку:
При подготовке к уроку, учитывая индивидуальность каждого, я поставила десятиклассников в ситуацию выбора. К уроку была сделана подборка стихов любовной лирики Некрасова под названием «Поэзия сердца». Каждый ученик имел возможность взять стихотворение, которое его тронуло, заинтересовало. Одной из задач этого урока было формирование системного представления обучающихся о любовной лирике Некрасова, выявление в ней наиболее важного и характерного. Дети убедились, что в стихах Некрасова изображается любовь как чувство, согревающее человека, помогающее выжить в страшном, жестоком мире.
Учитель и ученики читали на уроке отдельные стихотворения из этого цикла, обращая внимание на психологизм как новое качество некрасовской любовной лирики.
Рассуждения детей на уроке, выводы и обобщения, сделанные ими, позволяют мне утверждать, что основная задача урока была решена: прежние представления детей о любви получили новый вектор развития.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |