Чувашская Республика

г. Шумерля

МОУ"СОШ№2"

Я иду на урок

 

Обогащение субъектного опыта обучающихся образцами классической литературы

 

на примере урока – открытия по лирике Н.А. Некрасова в 10 классе на тему «Поэзия сердца» и проза жизни»

(из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2» г. Шумерли ЧР

Халилулиной Галины Ивановны)

 

Сегодня особое значение на уроке приобретает  взаимопонимание учителя и ученика. На уроке они находятся в ситуации учебной, познавательной коммуникации как два субъекта. Конечно, мы не можем говорить о том, что они равны в своем знании учебного материала, однако каждый из них обладает своим личностным опытом и наделяет получаемую на уроке информацию личностными смыслами. Поэтому мы не можем воспринимать ученика как пассивный объект. Чтобы учебная коммуникация позволила сформировать у школьников верные представления о предметном материале, необходимо  учитывать субъектный опыт ученика. Уроки литературы дают возможность обогатить жизненный опыт обучающихся, приобщить их к сложному процессу постижения мира. В этом смысле невозможно переоценить значение русской классики.

Безусловно, для современного подростка проникнуть в мир героев классиков литературы, понять проблемы, их волновавшие, очень трудно. И, чтобы изучение классики не было формальным, я, как учитель, всегда отталкиваюсь от субъектного опыта обучающихся, подвожу их к пониманию цели и смысла произведений классических и таким образом обогащаю их субъектный опыт. 

Расскажу, как я это делаю на примере конкретного урока по любовной лирике Некрасова. Очень важно отобрать учебный материал так, чтобы он был адекватным не только требованиям программы, но и целям, задачам и ведущим идеям урока. Урок я задумала как урок – открытие Некрасова и как человека, который любил и был любим, и как поэта, способного изобразить чувство любви в его изменчивости и способности к самообновлению, как силу, возрождающую человека к жизни.

Урок должен был настроить детей на сопереживание, подвести к пониманию особенностей интимной лирики Некрасова, в который любовь и проза жизни сталкиваются и идут рядом. Отсюда тема урока «Поэзия сердца» и проза жизни».

Проведение такого урока требует от учителя умения обеспечить мотивационную готовность и положительный настрой обучающихся к работе на уроке. Это было достигнуто через слово учителя, через чтение учителем наизусть на фоне музыки лирической миниатюры «Прости…». А целевые ориентиры были разъяснены через тему и эпиграф к уроку:

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья.

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья.

При подготовке к уроку, учитывая индивидуальность каждого, я поставила десятиклассников в ситуацию выбора. К уроку была сделана подборка стихов любовной лирики Некрасова под названием «Поэзия сердца». Каждый ученик имел возможность взять стихотворение, которое его тронуло, заинтересовало.

Одной из задач этого урока было формирование системного представления обучающихся о любовной лирике Некрасова, выявление в ней наиболее важного и характерного. Дети убедились, что в стихах Некрасова изображается любовь как чувство, согревающее человека, помогающее выжить в страшном, жестоком мире.

Драматичной была любовь самого Некрасова, связавшая на долгие годы его с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла.

Учитель и ученики читали на уроке отдельные стихотворения из этого цикла, обращая внимание на психологизм как новое качество некрасовской любовной лирики.

Дети проявили неподдельный интерес к теме, сумели уловить все переходные состояния любящих, представили и оценили, что значит любовь в жизни некрасовских героев и что любовь – неминуемое чувство человека.

Рассуждения детей на уроке, выводы и обобщения, сделанные ими, позволяют мне утверждать, что основная задача урока была решена: прежние представления детей о любви получили новый вектор развития.

 

   

 Конспект урока

 

Презентация к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz